Профилактика противоправного поведения
Одно из важных направлений воспитательной работы колледжа - профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности, а также раннего семейного неблагополучия.
Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке учащихся включает в себя следующие основные компоненты:
-выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе;
-определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;
-составление плана педагогической деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, этапов, исполнителей);
-изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
-вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной со-циальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
-изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей колледжа) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.
Социально-педагогическая и психологическая служба обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с кураторами, мастерами, родителями и преподавателями.
Формы и методы профилактической работы с подростками "группы риска":
- осуществление контроля за получением образования (контроль за пропусками, выявление необучающихся детей, участие в рейдах и т.д.);
-посещение семей с целью обследования материально-бытовых усло-вий проживания ребенка и психологического климата семьи, выявление условий необходимых для обучения, контроля за его свободным времяпре-провождением.
- лекции, беседы, индивидуальная работа;
- проведение тренингов для учащихся;
- вовлечение учащихся в кружковую работу;
- факультативные занятия с учащимися;
- привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании подростка;
- направление в органы социальной защиты (оказание социальной, ма-териальной, консультационной помощи);
- сотрудничество с государственными организациями (ИДН, КДН, РОВД и др.) по профилактике социальной дезадаптации подростков;
- индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога с семьей;
- содействие в трудоустройстве учащихся;
- помощь в восстановлении социально-психологического микроклимата в семье;
- информационно-правовая поддержка родителей,учащихся;
- диагностики: беседы, наблюдения, изучение результатов учебной деятельности, педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности), социометрия (метод выявления социальных предпочтений в группе);
- организация деятельности по социально-психологической адаптации детей-сирот в обществе.
Тем не менее, в социально-педагогической работе, проблемы лучше предотвращать, чем после искать пути их разрешении и коррекции. Особое внимание следует обращать на тех детей, которые в силу каких-то причин испытывают психологический дискомфорт, воспитываются в неблагополучных семьях. Своевременная и профессиональная помощь социально-педагогической и психологической службы, кураторов, педагогов в разрешении проблем девиантного поведения учащихся "группы риска" - важнейшая составляющая профилактики поведенческого негативизма в среде несовершеннолетних подростков.