Рекомендации педагога-психолога
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Подростковый возраст — это ступень в формировании личности, характеризующаяся абсолютной осознанностью. Ребенок в 15−16 лет несет персональную ответственность за свои поступки, а потому волен принимать самостоятельные решения, которые касаются его собственной жизни в долгосрочной перспективе. Именно в этот период развития особенно остро встает вопрос о том, как выбрать будущую профессию подростку. Даже если ребенок оказывается не готов к этому и не проявляет особой активности в поисках оптимального выхода из сложившейся ситуации, задуматься о многообразии специальностей заставляют приближающиеся экзамены.
Определиться с профессией, которая в дальнейшем будет приносить удовольствие, позволит продвигаться по карьерной лестнице и сохранит востребованность на рынке в перспективе, не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Помочь в этом могут простые, но действенные советы.
1. Главный совет – решение о выборе профессии важно принимать самостоятельно!
Психологи в своем кабинете не раз слышали истории людей, которые выбрали специальность по настоянию родителей, а закончив вуз, бросали полученный диплом на стол и шли заниматься тем, чем хотели. Некоторые ни дня не работали по выбранной родителями специальности, зато долгое время носили в себе обиду за потраченное зря время.
Выбрать профессию человек должен самостоятельно. Мы готовы нести ответственность только за те решения, которые приняли сами, где у нас была возможность сделать свободный выбор.
2. Не стоит выбирать профессию «за компанию».
Истории, когда две подружки идут вместе учиться, чтобы не расставаться после школы, - не редкость. Или же парень выбирает специальность, следуя в тот же учебное заведение, куда поступила возлюбленная…Такое хождение друг за дружкой в будущем может привести к разочарованию.
При выборе профессии лучше ориентироваться на собственные желания и способности, нежели привязанности.
3. При выборе не ставить на первое место престижную или высокооплачиваемую работу.
Неверно делать выбор профессии, погнавшись только лишь за престижем или высокой зарплатой. Деньги – это здорово, но, если ты при этом несчастен, занимаешься не тем, чем хочешь, рано или поздно наступит кризис. Если профессия нелюбимая и человек выбрал ее исключительно из-за высокой оплаты, то однажды просто не хватит энергии, не будет сил ходить на работу.
4. Чтобы определить сферу своих интересов, способности, нужно пробовать себя в разных видах деятельности.
5. Не стараться сделать выбор на всю жизнь.
К вопросу выбора профессии сегодня важно подходить иначе, чем 20-30 лет назад. Раньше чаще всего человек получал образование и строил карьеру, работая всю жизнь на одном месте. Теперь это скорее исключение. День сегодняшний диктует быть гибким, уметь адаптироваться к переменам, быть готовым осваивать новые навыки и компетенции - это поможет найти своё место в меняющемся мире. В наше время человек за свою жизнь может сменить несколько профессий. Пытаться выбрать профессию одну на всю жизнь – эта мысль вызывает много напряжения и у самого подростка, и у родителей. Мамы и папы торопят ребенка с выбором и завышают его важность. Вместо этого стоит ориентироваться на текущую ситуацию, при этом быть готовым к переменам.
6. Не бояться совершить ошибку.
Завышать значимость этого первого серьезного в жизни ребенка решения вовсе не нужно. Как правило, подросток не задумывается о выборе профессии до девятого класса, если только родители не подгоняют: «Надо! Пора!». Это давление формирует у подростка страх совершить ошибку, подвести папу и маму. Родителей можно понять: хочется гарантий, что вложенные средства и силы не будут потрачены зря. Развитие начинается в точке покоя. Только когда ребёнок чувствует себя в безопасности, когда он знает, что его выбор примут, а если вдруг что-то пойдёт не так - поддержат, тогда он может принимать решение свободно. Не из страха, а по зову души.
Ошибок в выборе профессии, не существует. Любая ошибка – это ценный опыт, который важно было получить на определённом этапе развития.