В помощь учащимся
visibility3 083
Я — первокурсник
Не затеряться в толпе. Заслужить внимание. Снискать уважение. Найти друзей. Получить максимальный объём знаний. Примерно такие задачи ставит перед собой каждый первокурсник. В этом ему помогут наши советы.
Внешний вид
Одевать можно всё, что нравится. Главное не переусердствовать, в противном случае однокурсники, не зная имени, могут очень быстро закрепить за тобой какое-нибудь прозвище. Именно так на факультете становятся Дыркой (за «рваные» джинсы), Линзой (за неестественную яркость глаз) и т.д.
А теперь о вкусах и пристрастиях преподавателей. Среди педагогов можно выделить три группы. Одни совершенно не обращают внимания на то, как одет студент. Другие относятся к твоему неповторимому облику нейтрально и могут сделать мини – комплимент. Третьи же, наоборот, высказываются только критично. И всегда публично. Поэтому, если не хочешь стать постоянным объектом критики и замечаний, сделай вывод: этим преподавателям приятнее видеть тебя в чём-нибудь классическом.
Знакомство
В колледж приходят не только учиться, но и общаться. А так как «ОБЩЕНИЕ» подразумевает наличие двух и более человек, то с первого дня необходимо искать друзей. Начни с соседей по парте. Причем старайся быть улыбчивым и приветливым.
Уважайте и признавайте собеседника. Каждый человек стремиться к пониманию и признанию окружающими. Вы демонстрируете это, когда даете человеку понять, что уважаете его положительные качества.
Постарайтесь найти точки соприкосновения
Что может объединять вас с другим человеком? Чтобы определить это, попробуйте нащупать ваши ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ, которыми могут оказаться общие друзья, сходные интересы или какие-то аспекты жизненного опыта.
Демонстрируйте хорошее настроение
Люди тянуться к тем, общение с которыми способствует улучшению настроения. Вы можете улучшить настроение собеседнику разными способами: улыбаясь, рассказывая веселые истории, привлекая внимание к позитивным аспектам текущей ситуации.
Демонстрируйте доступность
Проявите свою готовность к контакту с помощью языка жестов – улыбкой, взглядом, позой. Будьте активны в представлении себя и установите позитивный тон общения. Постарайтесь уловить “момент” и воспользуйтесь им для выбора темы беседы.
Будь собой
Многие преподаватели строят лекции в форме диалога с учащимися. Это может стать для вас неплохим способом «засветиться». Однако и здесь – главное не перестараться. Иначе можете заслужить репутацию выскочки.
Ну а, в общем – то, чтобы вас заметили, вовсе не нужно делать что – то особенное или сверхъестественное. Необходимо просто быть собой.
Как слушать и записывать лекцию
При конспектировании лекций нужно соблюдать ряд правил:
1. Дословно записывать тему и план.
2. Следить за мыслью преподавателя во время изложения нового материала.
3. Основной теоретический материал конспектировать с максимальной точностью и полнотой, вспомогательный - с предельной сжатостью.
4. Если лектор ссылается на какой-либо источник, надо его пометить, чтобы потом можно было легко найти его при самостоятельной работе.
5. Обращать внимание на тон и манеру изложения, интонации (главные положения выделяются и произносятся громче).
6. Записи по каждому предмету вести в отдельной тетради, не писать на разрозненных листах, которые, как правило, теряются.
7. Записи должны быть понятными, компактными, на странице нужно размещать побольше текста. Это улучшит его обозреваемость: глаз сразу «схватит» больше строк.
8. Интервалы между строк должны быть достаточными для вписывания в случае необходимости нового текста.
9. Текст следует записывать только чернилами или шариковой ручкой.
10. Быстро и четко переносить схемы, графики, таблицы с доски в конспект.
11. Большое значение имеет обработка записей: дописывание незаконченных фраз, исправление и уточнение новых терминов и т.п.
12. При конспектировании лекции оставлять в тетради широкие поля или заполнять страницу только с одной стороны, чтобы дополнять материалами из учебников, пособий, первоисточников.
13. Писать четко, сжато, но понятно.
14. Писать не только аккуратно, но и быстро.
15. При конспектировании пользоваться сокращениями слов и условными значками.
16. Важно разработать экономную систему условных обозначений: знаки одобрения для выделения особо важных или интересных мест текста; знаки возражения для выделения мест, которые кажутся сомнительными или ошибочными.
Как правильно вести конспект
Прежде чем приступить к составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте введение (предисловие) и оглавление книги.
2. Наметьте порядок изучения первоисточников.
3. Сделайте предварительные записи с указанием, к какому вопросу плана они относятся, оформите записи в конспект.
Все это способствует прочному и длительному запоминанию материала. Чтобы в дальнейшем восстановить в памяти содержание книги, достаточно бывает бегло просмотреть конспект.
Чтобы в процессе конспектирования научиться четко и кратко выражать свои мысли, необходимо соблюдать следующие требования:
отбирать в содержании прочитанного главное, основное, отделять его от второстепенного, несущественного;
точно передавать мысли автора (именно мысли, а не слова и выражения), формулируя их своими словами, а в качестве подтверждения можно выписать краткую, но убедительную цитату, обязательно указав страницу;
не вносить в конспект свои собственные мысли и замечания (фиксировать их можно и нужно, но вне конспекта, на полях);
добиваться максимальной краткости записей (в этом помогают графики, схемы, диаграммы, таблицы), а также применение как общепринятой, так и индивидуально выработанной системы сокращений;
многословные, объемные записи свидетельствуют о том, что материал не усвоен или не найдена разница между главными и второстепенными мыслями;
аккуратно оформлять конспект, обязательно оставлять поля, заголовки разделов выделять более крупным шрифтом. Аккуратно и красиво оформленная запись (с полями, абзацами, выделениями) даст возможность быстрее найти нужное место и будет способствовать лучшему усвоению знаний.
За более подробной информацией можно обратиться в социально-педагогическую и психологическую службу колледжа (каб. № 307, каб. 214) и получить квалифицированную помощь педагога-психолога и педагога социального.
Желаем успехов в учебе!
Как планировать свою деятельность
1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.
2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
3. Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый оче¬видный вариант не является самым лучшим.
5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.
6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
7. По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы из¬бежать их в будущем.
Как воспитывать волю
1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
2. "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть", — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".
4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого — "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он — это не ты! Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
5. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.
Несколько полезных установок в общении
1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.
5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
6. Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя — это и полезней, и безопасней.
Как решать мысленные задачи
1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.
2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? В чем их стереотипность: почему они не годятся?
6. Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.
Как развивать свой ум
1. Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.
2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.
3. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.
4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
5. Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.
6. Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
7. "Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", — советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют".
Девять заповедей мнемозины
1. Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится.
2. Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.
3. Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:
1) пойми; 2) установи логическую последовательность; 3) разбей материал на части и найди в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт".
1. Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.
2. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
3. Начинай повторять материал по "горячим следам", лучше перед сном и с утра.
4. Учитывай "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает".
5. Настоящая мать учения не повторение, а применение.
6. Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги "ри-ка-ку-по-лу-ша" можно запомнить, связав их в искусственное предложение "Присказку послушай".
Как совершенствовать свои способности
1. Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.
2. Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% - дважды, а 20% - свыше двух раз.
3. Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.
4. Гете сказал: "Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет". Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.
5. Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.
Как пользоваться своим воображением
1. Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учить не следовать за этим воображением, а управлять им.
2. Откажись от привычки давать воображению полную свободу.
3. Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.
4. Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.
5. Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.
Как управлять своими эмоциями
1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".
2. Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".
4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
Упражнение 1
Кажется невероятным, но, тем не менее, упражнение весьма действенно: просто меняйте время от времени руки, когда вы что-нибудь делаете. Например, причесывайтесь иногда не правой рукой, а левой (или наоборот, если вы левша). Возьмите кофейную чашку в левую руку, помешивайте ложечкой в чашке не в привычную для вас сторону, а в противоположную. Пытайтесь писать иногда левой рукой. Придумайте сами, что еще вы можете делать левой (или правой) рукой.
«Таким образом, вы активизируете ту сторону мозга, которая практически не используется в повседневной жизни»
Упражнение2
По дороге на учебу, работу или за покупками «включите» все свои органы чувств, как любопытный ребенок: смотрите, щупайте, прислушивайтесь, принюхивайтесь... Чем пахнет цветущее дерево? Пахнет ли у булочной свежим хлебом? Что вы слышите на улице: звонки велосипедов, сигналы автомобилей? Прислушивайтесь на ходу к обрывкам разговоров.
А дома закройте глаза и попытайтесь ориентироваться в пространстве на ощупь.
«Нужно стимулировать память непривычными способами. Благодаря этому расширяется возможность мозга». Если вы привыкнете до мельчайших подробностей запоминать новых людей, события, дороги, по которым вы ходите, то через несколько месяцев память, или, вернее, ее отсутствие, не будет вас больше беспокоить. Чем больше органов чувств вы используете, тем прочнее запечатлеется увиденное в вашем мозгу. А ведь так познают мир малыши: очень полезная детская игра!
Упражнение 3
Вам понадобится газета и маркер. Читайте (достаточно быстро) какую-нибудь статью. Отмечайте при этом в тексте, например, каждую удвоенную «Н» или удвоенную «с».... Задание усложнится, если вы будете в каждом слове отмечать буквы, которые встречаются в нем несколько раз (например, «шАрООбрАзный»). Выполняйте упражнение без пауз, не расслабляясь.
Вы довольно быстро обнаружите, что способность концентрировать внимание значительно улучшилась.
Упражнение 4
Спрашивайте себя, как в детективном романе: что я делал в это время вчера, где я был в это время, что на мне было надето, а что я делал два часа назад? И тогда ваше повышенное внимание будет активизировать мозг. Кратковременная память улучшится.
Упражнение 5
В быстром темпе маршируйте на месте. Каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичны, чтобы взмах руки был выше головы в тот момент, когда колено опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Такая тренировка улучшит координацию движений и заставит работать дотоле заблокированные участки мозга. Перекрестные движения активизируют его половины.
Упражнение 6
Представьте себе, что к кончику вашего носа прикреплена кисточка для рисования. С помощью этой кисточки «нарисуйте» в воздухе цифру «8» вашим любимым цветом. Старайтесь, чтобы движения были свободными и аккуратными. Дышите ровно, плечи расслабьте. Это перекрестное движение быстро освежает уставший мозг. Стресс, запечатленный при этом в памяти, стирается.
Упражнение 7
Тренировать память можно даже стоя в автомобильной пробке. Этим вы не только развлечете себя и своих спутников, но разовьете вашу языковую фантазию. Посмотрите на номера машин вокруг себя. Из букв, стоящих на номере машины, быстро придумайте предложение, например, ММР – «Мама мыла раму». Благодаря этому упражнению вы научились лучше замечать знаки даже в критической ситуации.
Упражнение 8
Список покупок освобождает память, но... вы забыли, куда этот список положили. С помощью вспомогательной системы «число–картинка» вы легко сможете запомнить до 12 различных предметов. Итак, нарисуйте 12 маленьких картинок, очень схематично: свечку, лебедя, кактус с тремя листьями, листочек клевера с четырьмя зубцами, руку с пятью пальцами, поднятый хобот слона, развевающийся в левую сторону флаг, маленькие песочные часы, курительную трубку, стоящую на черенке, человека рядом с большой литаврой, два фонарных столба, часы. Нетрудно заметить, что картинки символизируют числа от 1 до 12. Выучите символы наизусть: «Свеча – 1, лебедь – 2, кактус – 3» и так далее. Когда вы усвоите эту последовательность, то наглядно сможете представить, как свечка стоит на коробке молока, лебедь в клюве несет сетку с луком, на кактусе висят венские сардельки... После небольшой тренировки вы легко сможете использовать этот ряд на практике.
Упражнение 9
Представьте себе, что вы должны написать рассказ о том, как учились в средней школе. Кто была ваша лучшая подруга? Как она выглядела? Представьте себе во всех подробностях класс, в котором вы учились. Помещение было темным или светлым? Что вы видели из окна? Шумно ли было в классе? Восстановите в памяти всех ваших одноклассников и учителей, одного за другим. Вы удивитесь, как много вспомните. Прекрасное упражнение для тренировки памяти на лица.
Упражнение 10
Используйте силу внушения какого-нибудь положительного лозунга (тезиса), благодаря которому вы легче достигнете цели, так как с его помощью гасится негативное восприятие проблемы. Если перед важным разговором вы боитесь, что память вас подведет, придумайте предложение, которое ежедневно повторяйте с закрытыми глазами, например: «Я знаю все, что мне нужно знать, и я совершенно спокоен».
Делайте эти упражнения каждый день,– и тогда вы навсегда забудете о забывчивости.
Желаю успеха!